Психологическое сопровождение МСМ в рамках проекта «LaSky»
664Данная статья является обобщающим анализам работы психологической службы в городе Томске.
Говоря о психологическом сопровождение, следует начать разговор со специфики данной аудитории, аудитории МСМ.
Гомосексуальные мужчины так же, как и гетеросексуальные, отличаются разнообразием в рамках популяций: это люди разного возраста, религиозных или политических убеждений, они практикуют разнообразные стили жизни, имеют разные профессиональные интересы и гендерные ориентиры, отличаются не только социальным или семейным статусами, но и этническим происхождением.
Иначе говоря, по социально-демографическим аспектам гетеросексуальные и гомосексуальные люди почти не имеют различий.
Специфика состоит в:
- гомосексуальной ориентации, т. е. в постоянном эмоциональном, романтическом, сексуальном или эротическом (чувственном) влечении индивида к людям своего пола;
- сексуальных практиках;
- гомосексуальной идентичности, т. е. практически каждый МСМ проходит очень болезненный многолетний процесс «камин-аута» — признания себя геем или лесбиянкой;
- гендерных ориентирах и моделях поведения приемлемых для гомосексуальных людей;
- поддержании или не поддержании геевского стиля жизни (например, однополая семья/партнерство, круг гомосексуальных друзей и знакомых, посещение мест встреч, магазинов, кафе, дансингов, массовых акций для ЛГБТ и т. д.).
Гомосексуальным людям часто приходится вести двойной образ жизни, быть более внимательными, менее откровенными, не терять самоконтроль при общении. Естественно, такая ситуация не делает людей счастливее, не способствует оптимистическим настроениям и психологическому комфорту. Не становится человек здоровее физически, а в некоторых случаях и психически. Последствия стресса меньшинства особенно остро ощутимы во время осознания своей гомосексуальности и «борьбы с собой».
В процессе осознания своего отличия от социальных норм и стандартов, собственной «неправильности» и порицания себя обществом гомосексуальные люди включают эти негативные чувства в образ себя.
Таким образом, МСМ сталкиваются, вдобавок ко всему прочему, со стрессовыми ситуациями, отличными от тех, с которыми сталкиваются гетеросексуальные люди.
Психологическая помощь МСМ, в большем количестве случаев, не связана напрямую с ориентацией, а связана с их положением в социуме, негативном отношении гетеросексуалов, опыте камин-аута, невозможностью определения собственного будущего.
Потребность гомосексуалов в социально-психологической помощи определяется не фактом сексуальной ориентации, а фактом их положения в обществе: «все геи испытали на себе социальную дискриминацию, связанную со своей принадлежностью к сексуальным меньшинствам» (это можно распространить на всех гомосексуалов).
Опыт переживания дискриминации, необходимость скрывать свои личностные проявления, боязнь быть отвергнутым из-за своей сексуальности обуславливают возникновение ряда проблем, свойственных именно гомосексуалам.
В настоящее время в рамках проекта «Ly Sky» проводятся группы разной направленности, разного содержания, но которые объедены общим смыслом, который заключается в следующем «Только определив собственное настоящее, содержательное и значимое для себя и мира место, возможно столь же настоящее, содержательное и значимое для себя и для мира движение, как в самом настоящем, так и в будущее». Данный «смысл» предопределяет ответственное движение, в том числе и ответственное за собственное здоровье.
Группы, встреч, проводимые в рамках проекта «Ly Sky»:
- телесно-ориентированные практики;
- группы экзистенциального опыта;
- расстановки по Хеленгеру.
Подробнее о каждой из групп. Качественный анализ (акценты, характеристика, обоснование).
Телесно-ориентированные практики.
ТОП в процессе формирования пространства, открытого и открытий в среде МСМ с целью дальнейшего определения сторон своего существования как МСМ.
Нацеленность на развитие, на будущее подразумевает сохранность настоящего; опыт работы и общения с МСМ, особенно с гомосексуалами, привел меня к мысли о своеобразной «программе самоуничтожения», запускаемой ими (молодыми людьми) в момент ни сколько осознания себя инаковыми, сколько в период после некоторых попыток проявиться в мире как МСМ.
Под данной программой подразумевается «прожигание» жизни, будто идут с закрытыми глазами по минному полю, перекладывая ответственность за собственное существование на случай, людей и т.п. На мой взгляд, это связано именно с неясным очертанием собственного будущего, полноты его и направленности, позволительности себя собственного как продолжительного в будущее. Доказательством того могут служить содержание наших с ребятами встреч, вербализованные опасения.
Тенденция – разовость. Разовость не может привести к желанию думать о будущем, разовость останавливает движение. Работа устремлена в настоящее, направлена на него, как на стартовую, качественную площадку для будущего, на определение актуального состояния тела, на «перевод «слов тела» в «слова жизни».
Данные группы проходят 1 раз в неделю, продолжительность – 2,5 часа. Среднее количество участников – 9.
Исходя из обратной связи, цель данных групп в рамках проекта достигается: участники заявляют о качественном изменение представлений и ощущений себя в пространстве, появляются опыты заявления себя, своего места (через разговоры с родителями, партнерами и т.д.)
Группы экзистенциального опыта.
Данные группы – это пространство встреч с собой, сторонами своего существования, определение сторон существования, в которых присутствует безнадежность, чрезмерность, определение меры собственной жизни.
Основной рассматривается проблема человека, который рефлексирует и подтверждает себя в процессе обретения смыслов.
В центр внимания узнавание себя, проверка, осуществление.
В процессе проводится:
- исследование границ жизни, собственной жизни, пространства свей инаковости, поиск собственного направления в жизни, осмысление целей и намерений самого человека, его отношения к жизни,
- выстраивание траектории «жизни» самостоятельно, дабы не было по итогу «удивленных глаз» от нечаянных и нежданных «пуль».
Почему про инаковсть? Инаковость как экстремальный опыт, как важное решение.
Каким образом связаны МСМ с катализатором процесса – экстремальным опытом?
Внешне обозначенная (кем она обозначен и зачем не является важным) константа относительно связи мужчин и женщин, которая звучит как «сексуальная связь может быть только между мужчиной и женщиной» дает в руки механизм, инструмент проявления себя в мир.
Для МСМ данный инструмент не годится, не подходит, не желаем, а своего инструмента нет, не найден или найден, но не обозначен как самим собой созданный, что порождает осознание инаковости. Все инаково: с родителями, с друзьями, с собой, с партнерами и т.д. Именно «встреча» с собственной инаковостью является экстремальным опытом.
Вопросы, порождаемые подобным опытом, точные, честные относительно актуального состояния собственной жизни, «принятие важного необратимого решения» дают возможность (собственную возможность) «быть иным», осуществляя тем самым индивидуальную жизненную траекторию. Решение же «Не быть собой» рождает неточность и неполноту взгляда на себя в мире, что приводит к отсутствию четких маркеров возможностей и ограничений.
Расстановки по Хеленгеру.
Расстановки по Хеленгеру являются классическим методом работы
С какими же проблемами работает метод Хеллингера? В первую очередь с перенятыми чувствами — вытесненными, не до конца пережитыми, заблокированными или запрещенными обществом чувствами, которые испытывали наши предки. Эти чувства хранятся в семейной системе, как в «банке информации», и позднее могут проявляться у их детей, внуков, а иногда даже правнуков. Человек не осознает природы этих чувств, он воспринимает их как свои собственные, так как часто просто вырастает в их «поле», впитывает с молоком матери.
Индивидуальные консультации.
Основные проблемы, запросы, рассматриваемые и решаемые в процессе консультаций.
«Страх и решимость в освоении пространства», «Выбор»
- страх не реализовать свои представления о семье, создать семью в связи с ситуацией вокруг ЛГБТ – семей;
- страх не реализовать свои способности в связи с отрицанием ЛГБТ в обществе;
- страх обозначения себя;
- образ будущего. «Автономность»;
- привязанность, зависимость от отношений, от другого;
- я и иное, я и другие. «Тревожность/беспокойство»;
- будущее (семья, работа);
- прошлое (опыт).
«Вина и свободное движение»
«Воля и направленность», «Воля и ответственность»
«Одиночество», «Проблемы смысла и существования».
«Работа с болезнью»
«Содержательное участие в отношениях, качество партнерства»
«Переживание горя, утрата»
«Насилие в паре»
«Внутренняя гомофобия»
Все проводимые группы работают максимально эффективно вследствие следующих моментов:
- все проводимые группы соответствуют самому методу,
- все группы наполнены собственным видением относительно включения в их работу МСМ,
- все группы соответствуют основной идеи проекта «Профилактика ВИЧ среди МСМ».
Полина Баляева, Томск 2012г.